Школьный музей

Музей декоративно-прикладного творчества МБОУ СОШ № 40 г. Пензы
Профиль музея: Детское декоративно-прикладное творчество.
Школа: МБОУ средняя общеобразовательная школа № 40 г. Пензы.
Область: Пензенская
Район: Железнодорожный
Руководитель школьного музея: Табаченкова Елена Федоровна, учитель истории высшей категории.
Дата открытия: 1 сентября 1986.
Характеристика помещения: Музей расположен в отдельной комнате. Общая площадь – 32 кв.м.
Разделы экспозиции:
Инкрустация и аппликация соломкой;
Папье-маше;
Роспись по стеклу;
Вязание крючком;
Вышивка;
Выставка, посвященная основанию города Пензы;
Изделия из лозы;
Глиняные игрушки.
В основном фонде 375 экспонатов. Из них инкрустация и аппликация соломкой – 50, папье –маше -86, роспись по стеклу – 4, макраме – 14, вязание -27, вышивка – 9, изделия из лозы – 6, глиняные игрушки – 11, бижутерия – 13 и т.д.
Количество экспонатов; 375, из них подлинных - 375
Сведения о паспортизации: подтверждения звания «школьный музей» (Приказ МО Пензенской области от 05.06.2008 № 304)
Свидетельство № 10339
Организационно-правовые документы: Приказ о создании, Положение о музее, Положение о научно-методическом совете музея и др.
Количество посетителей – 1510
Наличие программы кружка « Храни свои корни»
Связь с организациями:
- областной краеведческий музей;
- музей-читальня им. И.Н. Ульянова;
- центр детского юношеского туризма и экскурсий города Пензы
Количество выполняемых поисковых и других заданий – 5
Число публикаций:
- в сборниках – более 10, из них (5 работы учащихся)
- периодически печатаемся в СМИ
Количество новых лекций, экскурсий – ежегодно - 4 лекции; 4 экскурсии
Наши успехи:
1. Данчина Дарья - 1место ( г. Москва) в конкурсе Лермонтов В Москве» январь ,2017;
2. Сульдина Екатерина – 1 место в Лейцингеровских чтениях г. Пятигорск, ноябрь , 2016;
3. Сульдина Екатерина, Сарабьева Алина – номинация « Культура речи», секция «Экскурсоводы», XXIII городской слет юных краеведов имени пензенского краеведа О.М. Савина,12 апреля ,2017;
4. Сульдина Екатерина- 1 место в областном конкурсе «Земля родная», секция «Экскурсоводы», ноябрь ,2016;
5. МБОУ СОШ № 40, руководитель музея Табаченкова Елена Федоровна - номинация «Пропаганда декоративно- прикладного творчества на базе школьного музея» в смотре-конкурсе на лучшую организацию краеведческой работы в образовательных учреждениях города Пензы, сентябрь, 2016;
6. Музей декоративно-прикладного творчества – 1 место в Городском конкурсе школьных музеев имени историка-краеведа Г.В.Мясникова среди образовательных учреждений Железнодорожного района города Пенза, февраль, 2017;
7. Команда МБОУ СОШ № 40 - номинация « Музейная» в городском интеллектуально-познавательном конкурсе «Знатоки родного края», декабрь ,2016;
8. Табаченкова Елена Федоровна награждена грамотами за методическую помощь в организации и проведении городского интеллектуально-познавательного конкурса « Знатоки родного края», 2014-2016гг.

Сама история становления музея настолько важна, что, оказалось, очень важно заинтересовать детей историей человека. Наша школа находится в районе с экзотическим названием «Нахаловка». Это вовсе не означает, что здесь живут одни нахалы. Название имеет корни в недалеком прошлом, когда на пустующих землях, превращающихся в период разлива реки Суры в огромное озеро, начали селиться люди. Строились без разрешения городских властей. Сколотят сарайчик, а на другой день его сносят по приказанию администрации. Но если люди успевали выстроить печку, то строение уже считалось домом и сносу не подлежало. Так самые проворные, считай нахальные тут и поселились. Поскольку все это проходило стихийно, в районе не оказалось никаких учреждений культуры. Центром культурной и творческой жизни стала школа, а в ней музей декоративно-прикладного творчества, который был создан на базе кружка «Умелые руки» в 1986 году. Сейчас в музее 350 экспонатов, сделанных руками детей. Наш музей посещали гости из Англии, Китая, Кореи, Саранска, Самары. Они удивлялись и не верили, что все это сделано руками детей.

Работа нашего школьного музея почти всегда связана с исследовательской деятельностью, неотъемлемой частью которой является сбор информации. Работы наших учащихся опубликованы во многих сборниках города, области. Мы постоянно участвуем в слете краеведов города Пензы. Работа учащихся Хаврониной Юли «Кузница детских сердец», Максимушкиной Юлии, Мухиной Дарьи опубликованы в сборниках материалов слета юных краеведов г. Пензы. Как руководитель музея принимаю активное участие в научно-практических конференциях. Мои статьи о нашем музее - «Музей своими руками» (2005), «Краевед по призванию» (2007), «Гражданско-патриотическое воспитание средствами школьного музея» (2015) опубликованы в сборниках материалов международной научно-практической конференции «Моя Малая Родина».

Каждый год в конце апреля мы с учащимися посещаем ветеранов, проживающих в нашем микрорайоне, поздравляем их с праздником Победы, приглашаем на праздничный концерт в школу. А все началось в 1995 году, когда было решено начать поисковую работу. Проработав в данной школе всего год, я узнала очень многое об истории школы, но ничего не было известно о ветеранах Великой Отечественной войны. Связь времен и поколений была прервана. Сейчас наши ветераны, труженики тыла очень любят наш музей, гордятся им, помогают нам собирать и приносят материал для краеведческого уголка.

В перспективах развития школьного музея: 1.Разработка и создание новой экспозиции; 2.Пополнение основного фонда новыми экспонатами; 3.Внедрение компьютеризации и современных технологий в организацию музейного дела; 4. Осуществление сотрудничества с музеем имени Н.И.Ульянова; 5.Пропаганда деятельности музея в СМИ; 6. В области фондовой работы школьного музея предполагается создание картотеки ветеранов войны.

P.S. Со звонком после последнего урока спешат наши ученицы в музей. За музейной дверью, если прислушаться, вы можете услышать строки хорошо вам знакомой сказки – это значит, что музей пригласил в гости учеников младшей школы, или встреча с местным поэтом, или просто сидят девчонки после уроков и вышивают крестиком. На дворе 21 век, в сумочках у юных барышень мобильные телефоны и плееры, в соседнем кабинете информатики ждут компьютеры - нужно покопаться в Интернете и найти нужную статью к уроку физики, а они, как и сотни лет назад, держат в руках пяльцы и иголку с ниткой, как барышни эпохи великого Лермонтова, тем самым готовя новую экспозицию.